Skip to Content

Знакомьтесь: хирургия

Медицинская газета | № 17 от 06.05.2022г.

Знакомьтесь: хирургия : Медицина теряет кадры, а студенты-медики не знают, кем хотят быть

Из текста:  Как ни странно, решением этой задачи занялись сами начинающие врачи, предложив создать Объединение молодых хирургов при Российском обществе хирургов. Один из авторов данной идеи - Председатель Совета молодых учёных НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского Владимир Юрьевич Стручков. 

О том, что в России нарастает дефицит общих хирургов, в профессиональном сообществе начали говорить ещё пять лет назад. Естественно, эта тревожная новость была адресована Министерству здравоохранения в надежде, что последует продуктивная реакция.    

 - Здесь нужны масштабные стратегические решения, потому что в данной  тенденции заложена мина большой мощности. Хирургия без хирургов - это страна без армии, - метко выразился академик РАН Валерий Алексеевич Кубышкин, обращаясь к участникам I Национального хирургического конгресса в апреле 2017 года. 

 К тому времени, по словам В.А. Кубышкина, за предшествующие пять лет в стране на треть сократилось число хирургов (не ставок, а именно физических лиц - авт.), а работающие хирурги вынуждены трудиться на полторы-две ставки. Разумеется, такая ситуация не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к здравоохранению - обеспечить доступность и высокое качество хирургической помощи.

 Время шло, но ничего не менялось. В сентябре 2021 года на XIII съезде хирургов России главный хирург Минздрава России академик РАН Амиран Шотаевич Ревишвили вновь обратил внимание на самую главную проблему отрасли. 

 - Мы теряем кадры в общей и торакальной хирургии. Все остальные направления хирургии, видимо, более технологичны и потому интересны. В онкологию пришло 1700 специалистов, в рентгенэндоваскулярную хирургию тоже большое число. В то же время за пять лет мы недосчитались 1500 общих хирургов, - отметил академик Ревишвили. 

 Престиж профессии общего хирурга падает, средний возраст врачей этой специальности увеличивается, потому что приток молодых специалистов весьма ограниченный.

 Как ни странно, решением этой задачи занялись сами начинающие врачи, предложив создать Объединение молодых хирургов при Российском обществе хирургов. Один из авторов данной идеи - Председатель Совета молодых учёных НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского Владимир Юрьевич Стручков.

 - Владимир Юрьевич, казалось бы, отбирать подающих надежды будущих хирургов из потока студентов медицинских вузов, затем из ординаторов должны мэтры хирургии. Это же в их интересах оставить после себя учеников, а ещё больше это в интересах Минздрава РФ. И совершенно неожиданно было узнать, что такой работой решили заняться вы и ваши единомышленники, причём, без какого бы то ни было поручения «сверху». 

 - Дело в том, что я и мои коллеги не так далеко ушли от возраста студентов и ординаторов, поэтому мы хорошо понимаем, чем руководствуется большинство молодых людей при выборе будущей врачебной специальности.

 Действительно, сегодня в хирургию идёт не так много выпускников медуниверситетов, хотя на первых курсах такое желание высказывают многие, имея романтическое представление о хирургии. Отчего же к концу учёбы романтический флёр тускнеет? Да потому что, по большому счёту, студенты-медики не знают, что такое реальная хирургия. В вузовских программах хирургической практике уделяется мало времени, поэтому выпускники впоследствии разбегаются по другим специальностям, о которых у них более чёткое представление.

СМ. СЛЕД. ЛИСТ.

 Аудитория студентов медицинских вузов России - это более 300 тысяч человек, которые за редчайшим исключением во время учёбы не имеют чёткой профессиональной ориентации. Среди них вполне может оказаться несколько десятков тысяч будущих хирургов, только для этого их нужно  заинтересовать и мотивировать. Вот почему возникла идея создать Объединение молодых хирургов при РОХ, под его эгидой собрать студентов-старшекурсников, интересующихся хирургией, а также клинических ординаторов, аспирантов и молодых специалистов, чтобы оказывать им помощь в профессиональном становлении и построении успешной карьеры. Это - первая задача.

 Вторая задача - наладить взаимодействие между студенческими научными кружками из разных медицинских университетов, между Советами молодых специалистов и молодых учёных из разных лечебных учреждений. Сегодня, к сожалению, они между собой практически не коммуницируют. Между тем, я уверен, если мы консолидируем свои силы и возможности в решении научных и клинических задач, над которыми каждый из этих коллективов работает, результаты будут значительно выше. Например, что касается хирургической науки: каждое лечебное учреждение и каждый студенческий кружок занимается своими направлениями научного поиска, между тем, мы могли бы вместе проанализировать имеющиеся у нас промежуточные исследовательские результаты и, возможно, сообща, выйти на другую, более актуальную или более сложную научную тематику. Такое взаимодействие полезно ещё и потому, что во многих вузах есть экспериментальные лаборатории, которых нет в федеральных клинических центрах и обычных больницах, так почему бы не сделать их условно «лабораториями коллективного пользования» для молодых учёных-хирургов?

 Таким образом, студенты, которые пока имеют лишь примерное представление о работе хирурга, будут общаться с ординаторами и молодыми специалистами и тем самым вовлекаться в эту специальность. По нашему мнению, это неплохой вариант профессиональной ориентации.

 - В ситуации, когда в медицинских вузах нет субординатуры и интернатуры, и при получении диплома многие выпускники вообще не сориентированы, по какой специальности им пойти доучиваться либо работать, такое Объединение действительно может оказаться хорошим подспорьем. Ведь по факту даже в коммерческой ординатуре, не говоря о бюджетной, оказывается немало людей случайных, которые проводят здесь время впустую и потом уходят из профессии вообще.

 - К сожалению, это на самом деле так. Не все к окончанию университета чётко знают, каким именно врачом хотят быть. Что касается меня, я уже на третьем курсе выбрал именно хирургию, пришёл в клинику к заместителю главного врача по хирургии и сказал: «Хочу дежурить». Мне разрешили. Побывав внутри этого процесса, наблюдая за работой хирургов и общаясь с ними, я влюбился в эту специальность и даже начал заниматься наукой вместе со старшими коллегами. Поэтому я для себя никаких других специальностей никогда в принципе не рассматривал.

 Но, не всем повезло так, как мне. Вот почему мы с моими единомышленниками из разных клиник и медицинских вузов страны решили помочь студентам ещё до окончания вуза понять, что такое хирургия в реальности, совпадает ли реальность с их книжно-кинематографическим представлением об этой специальности. Для этого мы намерены организовать для них обучение хирургическим навыкам в симуляционных центрах, прохождение практики в ведущих хирургических клиниках страны. Благодаря этому, те из студентов, кто поймёт, что ошибался, не будут  занимать чужое место в ординатуре, а те, кто окрепнет в своем стремлении стать хирургом, напротив, получат возможность реализовать своё желание.

- Но если как таковой настоящей хирургической практики в программе вузовского обучения теперь не существует, то в каком статусе студенту можно попасть в хирургическое отделение и начиная с какого курса?

 - На самом деле можно ходить на дежурства в лечебные учреждения по своему желанию с любого курса, если, конечно, удастся договориться.   Присутствие на дежурстве не обязательно предполагает участие в клинической работе, поэтому даже сертификат о подготовке по сестринскому делу иметь не обязательно. Девяносто процентов нынешних хирургов росли именно так: будучи студентами, приходили на кафедру хирургии, которая всегда базируется в стационаре, и просили разрешить им остаться на дежурстве.

 Наблюдать за работой хирургов даже без права выполнения каких-либо медицинских манипуляций - тоже очень полезный опыт. Студент видит симптомы хирургических заболеваний, следит за тем, на основании чего врач принимает решение о проведении той или иной диагностики и выбирает тактику ведения больного. А для отработки мануальных навыков, как я уже сказал, мы организуем для ребят, которые станут членами нашего Объединения, доступ в симуляционные центры.

 Помимо этого, будем проводить семинары и вебинары по хирургическим специальностям, начиная с азов хирургии и заканчивая рассказами о сложных оперативных технологиях.  

 - А чем это будет отличаться от научного хирургического кружка в медуниверситете?

 - Тем, что преподавателями и экспертами будут не только молодые врачи, но и ведущие российские специалисты в своих областях хирургии.

 Далее, планируется создать единую базу информации о научных конференциях, которые организуют медицинские вузы и Советы молодых учёных в клиниках. Сейчас такого обмена информацией в масштабах страны нет, между тем, он необходим, чтобы студенты, ординаторы и аспиранты могли выступать со своими докладами на разных площадках.

 Кроме того, Объединение молодых хирургов готово взять на себя роль координатора во взаимодействии будущих и начинающих хирургов с ведущими специалистами, профессорами и академиками, если им нужна консультация или кураторство по научным исследованиям. Связать людей, которые живут и работают в разных регионах страны – задача непростая, но необходимая, ведь не исключено, что в результате таких знакомств будут появляться не просто отдельные высокоуровневые исследования, но даже  формироваться новые научные коллективы и научно-медицинские школы.

 Помимо этого обсуждается возможность, что Объединение молодых хирургов РОХ будет давать своим лучшим участникам рекомендации для поступления в ординатуру и аспирантуру. Своё согласие на это уже дал НМИЦ хирургии им. А. В. Вишневского, ждём такого же решения от других клиник.

 Со своей стороны, РОХ обещает оказывать помощь в публикации лучших научных работ молодых хирургов в рецензируемых специализированных журналах и давать рекомендации лучшим членам Объединения молодых хирургов при трудоустройстве по окончании ординатуры.

 - Что значит «лучшие»?

 - Если член Объединения в течение года занимается научной работой, выступает на конференциях, работает в хирургической клинике, слушает семинары и вебинары, он получает за это баллы по аналогии с минздравовской системой непрерывного медицинского образования. Соответственно, его рейтинг формируется по сумме накопленных баллов.

 - Насчёт помощи в трудоустройстве лучших: скорее всего, большинство молодых врачей захотят работать в крупных столичных клиниках. А кто же будет работать в региональных и районных больницах - худшие?

 - Вы затронули очень важную проблему. Действительно, многие высказывают опасение, что по мере реализации нашего проекта клиники станут конкурировать за право «получить» самых перспективных молодых хирургов, предлагая им наиболее привлекательные условия работы. Естественно, перспективы профессионального роста, которые могут предложить крупные федеральные центры, не сравнятся с тем, на что может рассчитывать молодой специалист, приехав в ЦРБ. Однако тут нужно сказать, что нам хотелось бы привлечь к участию в работе по профориентации студентов-медиков и подготовке хирургов не только крупные федеральные центры, но и стационары в субъектах РФ. Поэтому шанс «вырастить» из студента или ординатора хорошего хирурга для себя имеют как федеральные клиники, так и краевые, областные, городские больницы. Мы предлагаем, как нам кажется, оптимальную систему такой профориентации и подготовки, а участвовать в ней приглашаем все хирургические стационары страны. Тогда вероятность, что молодой специалист предпочтёт остаться в своём регионе, а не уехать в Москву или Санкт-Петербург, снижается.

 Другое дело, даже если мы поднимем популярность хирургии, как врачебной специальности, до невероятного уровня, количество мест в ординатуре не сильно увеличится. Есть у нас такое предположение.

 - Тогда зачем в принципе популяризировать?

 - Затем, чтобы в ординатуру попадали только самые лучшие, а не случайные люди. Поступать туда выпускники медуниверситетов станут более осмысленно. Соответственно, перестанем слышать жалобы ординаторов на то, как им скучно, потому что старшие коллеги не доверяют им работу с пациентами в отделении, не приглашают ассистировать в операционной. Ведь не приглашают-то чаще всего именно потому, что видят незаинтересованность самого ординатора чему-то учиться.

 Конечно, есть вопросы к качеству подготовки будущих врачей в ординатуре. Однако, давайте признаем: качество зависит и от тех, кто проводит обучение, и от тех, кто приходит обучаться. Можно сказать, что своей инициативой Объединение молодых хирургов хочет повысить качество подготовки в ординатуре сразу с обеих сторон.

 

Подготовила Елена БУШ, обозреватель «МГ»