Skip to Content

Откуда берутся суеверия и ритуалы среди врачей

 

20.04.2024. mgzt.ruМарина Кын

ИЗ  ТЕКСТА:

"Конечно, существует разница между ритуалами и суевериями и рутинами и правилами, такими как мытье рук или двойная проверка того, что это правое бедро, а не левое. Так, у пилотов есть предполетный контрольный список, необходимый для обеспечения безопасности, но некоторые летчики могут перед стартом также осенить себя крестным знамением."

Операционные на втором этаже больницы Лихай-Вэлли в Аллентауне, Пенсильвания, США, пронумерованы последовательно — за исключением операционной номер 13. Вместо этой цифры - OR M. Буква "М" не начальная буква специализации отделения. Скорее всего, в этом высокотехнологичном, ультрасовременном медицинском центре она предназначена для защиты от злых духов.

«В высоких зданиях тоже обычно нет 13-го этажа, а в отелях нет 13-го номера, это вызвано распространенным суеверием о несчастливой природе числа 13», - уточняет представитель больницы.

В операционных и отделениях неотложной помощи, кабинетах врачей маленьких городков и крупных больницах перед полнолуниями и пятницей 13-го царит некий страх, и никто не осмеливается произнести слово «спокойно» (например, «Сегодня пока спокойно»), которое может навлечь гнев медицинских богов, и вы заработаете репутацию человека, который может сглазить. 

Когда речь заходит о суевериях и ритуалах в медицине, кажется, что у каждого есть своя история или вера…

Кармен Фонг, доктор медицины, колоректальный хирург из Нью-Йорка, проводит предоперационный ритуал, который занимает у нее почти 2 часа. «Я каждый день просыпаюсь в одно и то же время, упаковываю два яйца вкрутую и термос с кофе в свою маленькую кожаную сумку, иду на работу тем же маршрутом и захожу в приемную, приветственно махая рукой дежурному», - рассказывает она. А затем доктор Фонг разговаривает с пациентом, подписывает согласие одной и той же шариковой ручкой, поднимается наверх в свой кабинет, переодевается в медицинскую форму (определенная шапочка и костюм), затем включает компьютер и делает глоток кофе, прежде чем вернуться в операционную. Я всегда сама надеваю пациенту устройство последовательной компрессии, держу кислородную маску, говоря пациенту: «Увидимся позже». Не «Все будет хорошо» или «Хорошего сна», а только «Увидимся позже».

Фонг делала это в течение 5 лет перед более чем тысячей операций. Она делала это, потому что это позволяло ей чувствовать себя спокойно и контролировать ситуацию, что приводило к более успешным операциям. «Это никогда меня не подводило», - говорит хирург.

Ануриет Баджадж, доктор медицины, пластический хирург из Оклахома-Сити, годами носила сабо с изображением «Чудо-женщина» (персонаж популярного комикса) в операционной, потому что «в них я чувствовала себя сильнее, и мои операции проходили лучше». Хирург также очень избирательно в отношении своего плейлиста - «это, должна быть музыка 80-х». Какое-то время она, не снимая, носила браслет-фенечку, который сделал один из ее сотрудников в память об одном особенно тяжелом дне. «Если я забывала его надеть, мое сердце замирало, а тревога росла», - вспоминает Баджадж, - «Ношение этого украшения придавало мне уверенности в том, что день пройдет хорошо».

Джульет Эмамолли, доктор медицинских наук, работает хирургом по пересадке печени и почек детской больнице Лос-Анджелеса. Из-за сложности операций она должна знать каждый аспект истории болезни своих пациентов. Это приводит к такому уровню близости, которого у большинства людей никогда не бывает со своими врачами. «Хирурги-трансплантологи во многих отношениях играют роль бога», - рассказывает Эмамолли,- «Во время операции, после того, как мы подготовим донора и наложим повязку, и непосредственно перед тем, как я сделаю разрез, в операционной нпроходит минута молчания, чтобы почтить донора органа».

Конечно, существует разница между ритуалами и суевериями и рутинами и правилами, такими как мытье рук или двойная проверка того, что это правое бедро, а не левое. Так, у пилотов есть предполетный контрольный список, необходимый для обеспечения безопасности, но некоторые летчики могут перед стартом также осенить себя крестным знамением.

Лестер Готтесман, доктор медицины, работает хирургом в Медицинской школе Икана при больнице Маунт-Синай в Нью-Йорке почти 50 лет. Он считает, что ритуалы и суеверия более распространены в медицине, чем в любой другой профессии, несмотря на отсутствие исследований, подтверждающих их эффективность.

Одно из немногих исследований, посвященных изучению суеверий среди врачей, было опубликовано в журнале Annals of Surgery в 2021 году. Специалисты проанализировали операционные карты 27 914 пациентов, которым последовательно проводились общие, висцеральные или сосудистые операции. Они не обнаружили связи фаз луны, знаков зодиака или пятницы 13-го с плохими результатами. Наличие острого коронарного синдрома в пятницу 13-го также не повлияло на уровень смертности по сравнению с другими датами в году. 

Готтесман процитировал эпизод из популярного медицинского телешоу "Анатомия Грей", в котором главный хирург Мередит Грей формулирует это так: «Суеверие лежит в пространстве между тем, что мы можем контролировать, и тем, что мы не можем…Мы полагаемся на суеверия, потому что достаточно умны, чтобы понимать, что у нас нет ответов на все вопросы и что жизнь устроена таинственным образом. Не отвергайте магическую джуджу, откуда бы она ни пришла».

«Суеверие и наука начинаются по оной и той же причине — с объяснения необъяснимого события», - напоминает Готтесман, который всегда проверяет линии наложения швов в конце операции в том порядке, в каком он их делал, - «Если наука дает последовательный ответ, он принимается. Если нет, потребность человека в объяснении приписывает причинны неодушевленным предметам, связанным событиям или божественному влиянию».

Другими словами, чем больше неизвестности и беспокойства, тем сильнее тенденция к тому, что Готтесман называет «магическим мышлением». Если вспомнить долгую историю целительства, то очевидно, что медицину на протяжении веков определяли ритуалы и суеверия. Готтесман указывает, что современная медицина зародилась только после того, как примерно в 430 году до н.э. Гиппократ отделил религию и суеверия от болезней. Но поскольку врачи до сих пор не знают всего, элемент магии сохраняется.

Вопрос в том, уместны ли эти верования в наш век высоких технологий? Помогают они врачам или мешают, и, что наиболее важно, влияют ли они как-либо на результаты лечения пациентов?

Как ни странно, многие врачи признают, что получают заметные преимущества от своих причуд, например, испытывают меньший стресс: согласно опросу Bain, проведенному в 2022 году, четверть врачей в США рассматривают возможность смены карьеры, в первую очередь из-за эмоционального выгорания. «Тот факт, что ритуалы и суеверия так распространены в такой напряженной сфере, как медицина, не может быть совпадением», - уверен Фонг, - «Перекладывание части ответственности на плечи богов - это способ укротить наши тревоги, чтобы мы могли лучше функционировать».

Излишнее фокусирование на ритуалах: Эмамоли играла в волейбол в старших классах школы и колледжа. Она предположила, что ее предоперационный режим не так уж сильно отличается от разминки перед матчем чемпионата. Это привычное поведение, которое помогает вызвать состояние повышенной концентрации, уверенности и погруженности. Спортсмены называют это нахождением в состоянии потока, и Эмамоли испытывает его в операционной.

«В кризисных ситуациях, когда много непонятного, ритуалы и суеверия становятся еще более важными», - уверена Фонг, - «Возможно, я не в состоянии контролировать происходящее, но я могу контролировать себя. Ритуалы помогают восстановить некоторую нормальность и организованность, и они дают мне чувство спокойствия».

Серия экспериментов среди населения, опубликованных в журнале Psychological Science в 2010 году, показала, что «суеверия, связанные с удачей», повышают уверенность в себе при выполнении предстоящих задач и улучшают ловкость, память и общую работоспособность.

Эффект плацебо хорошо зарекомендовал себя в медицине. Дайте кому-нибудь «особую» таблетку или лечение, и значительная часть людей заявит о пользе. «Плацебо - это магическое мышление», - говорит Готтесман, - «Оно оказывает идентифицируемое и поддающееся количественной оценке воздействие на болезни человека». И, возможно, на практикующих врачей тоже. Если врач верит, что ее браслет-фенечка обладает особой силой и помогает ей стать лучше, то это вполне может быть.

Но у суеверий есть определенные недостатки, такие как компульсивное поведение. Иногда суеверия или повторяющееся шаблоны поведения начинают вызывать дополнительный стресс, мешать выполнению повседневных обязанностей или негативно влиять на результаты лечения пациентов. Так, рассказывают историю о нейрохирурге, который всегда перед операциями съедал два шоколадных торта. Однажды, забыв это сделать, он предположительно оставил своего пациента на столе и убежал, чтобы съесть десерт. Даже если это медицинская легенда, это наглядная иллюстрация того, что причуда мешает работе.

«Когда ритуальное поведение или привычки становятся настолько жесткими, что вы теряете способность адаптироваться, это становится опасным для пациента», - предупреждает Фонг, - «Искусство медицины чем-то похоже на джаз и часто требует импровизации».

После многих лет ношения браслетов-фенечек и сабо с «Чудо-женщиной» Баджадж прилагает значительные усилия, чтобы исключить магическое мышление из своей практики. «Если вы начинаете использовать это как объяснение, если что-то пошло не так, например, «О, я сегодня не надела сабо, и поэтому у меня отказал клапан», — значит, вы не выясняете, что на самом деле произошло». Вместо того, чтобы возлагать ответственность за то, как прошел ее день, на суеверия, хирург теперь пытается справиться с этим иначе.

«Ритуалы и суеверия - это признание того, что по отношению к нам существуют определенные внешние силы», - заключает Фонг, - «Это похоже на небольшие подношения богам, чтобы задобрить их. И мы продолжаем следовать этим ритуалам, потому что стремимся к награде — хорошим результатам лечения пациентов, а это все, чего мы хотим достичь в конечном итоге».