Справка
Шрифт
Интервал
Цветовая схема
Изображения
Игорь Мангазеев. // Ленинское знамя. 2023. - 9 июня
Весь май в стенах Тверского академического театра драмы действовала музейная экспозиция, посвященная его деятельности в годы Великой Отечественной войны. На одном из стендов – пожелтевшие от времени листки со словами благодарности коллективу театра от полевого госпиталя №1159 и эвакогоспиталя №2545.
Уже в первые дни войны в Калининской области было создано 18 госпиталей. А 23 июня прозвучал призыв ЦК профсоюза работников искусств ко всем артистам СССР – после этого началась организация концертных и культурных бригад и фронтовых театров. Медики и артисты вместе старались, чтобы каждый раненый или больной воин, покидая лечебное учреждение при выписке в часть, был не только здоров, но и крепок боевым духом, готов с обновленными силами снова вступить в бой с врагом.
ШЕФСТВО НАД ГОСПИТАЛЯМИ
Рассматривая в конце 1941 года вопрос «О работе госпиталей ФЭП-105 (фронтового эвакоприемника №105)», бюро Калининского обкома ВКП(б) обязало райкомы и райисполкомы оказывать начальникам госпиталей необходимую помощь в благоустройстве, укомплектовании штатов вольнонаемными работниками, организации шефства, и в феврале 1942 года утвердило Областной комитет по оказанию помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов Красной Армии. К середине 1943 года в Калининской области действовало уже 74 крупных эвакогоспиталя, а на протяжении всей Великой Отечественной войны в области действовали десятки госпиталей – армейских, фронтовых, наркомздрава. И вот, к примеру, какие письма получала дирекция Калининского театра драмы: «Директору областного драмтеатра – председателю шефской комиссии тов. Ботвинникову. Командование госпиталя от имени раненых больных бойцов и офицеров выражает глубокую благодарность коллективу эстрады и драмтеатра. Ранбольные с восторгом выражают свое восхищение коллективу эстрады за подготовленный ими концерт, так как последний прошел исключительно хорошо на высоком уровне мастерства и искусства. Просим передать горячий привет, искреннюю благодарность и наше красноармейское спасибо. Зам начальника госпиталя 2545 по политчасти майор Михайлов. 12 февраля 1944 года.» ТЕАТР – ФРОНТУ О шефской деятельности театра драмы, о его фронтовых концертных бригадах нам любезно поведала народная артистка Российской Федерации Ирина Васильевна Андрианова: – Выступления фронтовых концертных бригад были организованы вскоре после начала войны. Театру выделили самолет «Дуглас» на 22 пассажира, так что наша выездная труппа так и называлась: аэротеатр. Некоторые актеры вообще летали впервые, масса впечатлений, да и опасно было, конечно! На переднем крае концертные бригады нет, не сражались, выступали в минуты затишья между боями – и эта их работа была не менее важной для Победы! Кроме того, восемь человек во главе с Петром Званцевым записались в истребительный батальон. В народное ополчение ушли почти все сотрудники рабочих профессий. Когда возникла угроза сдачи города Калинина, пришлось спешно эвакуироваться. Директор театра Евгений Ботвинников не успел зайти к себе домой, так и убыл в шинели, взятой в костюмерной, со связкой ключей от всех помещений. Театр эвакуировался в город Советск Кировской области, где первой постановкой театра стал спектакль по пьесе Льва Шейнина и братьев Тур «Очная ставка».
ЕДИНЫМ ЛАГЕРЕМ
А в январе 42-го театральная труппа вернулась в освобожденный Калинин. Здание театра было разрушено, режиссерское управление разместилось в уцелевшей беседке горсада. Поначалу спектакли играли в деревянном амбаре, декорации и костюмы делали из плащ-палаток, а зрители сидели прямо на полу. Позже отремонтировали помещения Дома офицеров и земельного отдела горисполкома (ныне здание ТЮЗа). Первого февраля в помещении Большого Пролетарского театра был представлен спектакль по пьесе Константина Симонова «Парень из нашего города». В то время, с 1942-го по 1953 год, главным режиссером театра служил Георгий Георгиевский Надо сказать, что почти сразу после освобождения города была восстановлена станция переливания крови. Активными донорами стали все, кто мог: от актеров театра до старшеклассников. По данным Музея истории медицины ТГМУ, во время войны в областном центре работало более 60 госпиталей, размещавшихся в школах, роддомах, общежитиях, во Дворце пионеров, доме санитарного просвещения. В них принимали пациентов с тяжелыми ранениями. А госпитали для легкораненых располагались в Черногубове (Пучинино), Медном, Лихославле, Кувшинове, Калашникове. К примеру, в районном селе Медное и близ него с 1941-го по 1943 год находились эвакогоспитали №1427 и №1783, полевой подвижной госпиталь №501, а также медико-санитарные батальоны №№ 258, 265, 522. Как вспоминал начальник военно-санитарного управления Калининского фронта Аветик Бурназян, для обеспечения культурного отдыха раненых и больных во всех лечебных учреждениях оживилась работа кружков художественной самодеятельности – музыкальных, хоровых, танцевальных, драматических, художественного слова. Для ходячих раненых не реже двух раз в месяц давались концерты или демонстрировались кинофильмы. Зрители всегда тепло принимали каждое выступление любителей сцены, приносивших им бодрость и уверенность в победе. В палатах для тяжелораненых периодически выступали певцы, музыканты, мастера декламации. Хорошо организованный культурный отдых на фронте всегда приносил военнослужащим большое удовольствие, укреплял их моральный дух. Актеры создавали на сцене жизнь, в которой нормой являлись мужество, благородство, самопожертвование и сострадание. Были поставлены «Русские люди» Симонова, «Васса Железнова» Горького, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Офицеры флота» Крона (первым в стране). Пьеса Корнейчука «Фронт» – точное выполнение прямого заказа Сталина, она сразу была напечатана в «Правде». Почетное право постановки «Фронта» предоставлялось двадцати двум театрам страны. Премьера в Калининской драме состоялась 7, 8 и 9 ноября 1942 года. В следующем году театр драмы в полном составе провел в прифронтовой полосе два с половиной месяца, сыграл 170 спектаклей и дал 1500 концертов.
О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН
В госпиталях, по словам Ирины Андриановой, играли в основном жизнеутверждающие и духоподъемные комедии, например: «Сады цветут», «Свадебное путешествие», «Вынужденная посадка»… Комедия «Сады цветут» перед войной обошла чуть ли не все театры страны. Сценарий написал Владимир Масс в соавторстве с актером Николаем Куличенко. Масс еще с середины 1920-х годов дружил с Николаем Эрдманом, вместе они сочиняли пародии, басни и интермедии. Кстати, первая советская музыкальная кинокомедия «Веселые ребята», вышедшая на экраны страны в 1934 году, до сих пор считается классикой, а сценарий к ней написали именно Масс и Эрдман. Соавтором пьесы «Вынужденная посадка» был легендарный полярный летчик Михаил Водопьянов, которого знала вся Страна Советов. Любопытно, что с 1931 года (еще до арктической эпопеи) он доставлял матрицы газеты «Правда» из Москвы в Ленинград, а опыта ночных полетов у него не было, и командир авиаотряда советовал Водопьянову: «Все просто, поставь компасный курс 320, выйдешь на железную дорогу и прямо по ней до Ленинграда». Так что жители Калининского и Медновского районов регулярно слышали шум авиамотора водопьяновского самолета. А Водопьянов был еще и драматургом! Вместе с летчиком Юрием Лаптевым написал пьесу о положении на фронте «Полк ДД (Полк дальнего действия)». Пьеса была готова в феврале 42-го. Критики отмечали: «(Пьеса) правдива, там так много настоящих человеческих чувств. Выразительный язык, теплый юмор позволяют актерам даже в немногословных ролях почувствовать сущность изображаемых ими героев».
Водевиль «Свадебное путешествие» написал – и тоже в 1942 году – популярный сатирик, поэт и эстрадный декламатор Владимир Дыховичный, автор слов к известным песням из репертуара Утесова и Шульженко. Сначала водевиль поставили во фронтовом филиале театра имени Вахтангова, а потом комедия вошла в репертуар многих фронтовых и тыловых театральных коллективов. В разные годы в Калининском театре драмы служили артисты фронтовых бригад: народные артистки РСФСР Любовь Борисовна Борисова, Антонина Михайловна Вольская и Мария Павловна Гермацкая, заслуженный артист РСФСР Александр Александрович Андреев, заслуженные артистки РСФСР Варвара Владимировна Сошальская и Елена Захаровна Попова.