Справка
Шрифт
Интервал
Цветовая схема
Изображения
Медицинская газета № 25 от 26 июня 2024г.
Как привлечь специалистов в отрасль?
Последние десять лет Минздрав России и регионы принимают меры по привлечению дополнительных кадров в отрасль. Это увеличение числа бюджетных мест в вузах и колледжах, заключение с абитуриентами целевых контрактов на обучение, программы «Земский доктор/Земский фельдшер», предоставление жилья и земельных участков медикам и др. Однако в условиях серьёзных внешних вызовов этих мер недостаточно, вынуждены признать организаторы здравоохранения. В этом году вопрос обрёл новый контекст. В своём послании Федеральному Собранию Владимир Путин сказал, что необходимо совершенствовать систему оплаты труда бюджетников в России. Как в этой связи должна измениться кадровая политика в отрасли? Об этом говорили участники XII международного конгресса «Оргздрав2024. Эффективное управление в здравоохранении».
Согласно отчётам о реализации Федерального проекта «Медицинские кадры России», в 2023 г. кадровый прирост в отрасли составил 10 833 врача, сообщила заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Семёнова. А вот в части средних медицинских работников динамика отрицательная – их за минувший год стало на 3296 меньше. В целом же недостаёт 29 тыс. врачей и 63 тыс. средних медработников. Вызовами для системы здравоохранения остаются старение медицинских работников, большое количество выбывших во время пандемии COVID19, высокая миграция медицинских работников, их выгорание, переход в другие профессии.
Вполне логичным поэтому выглядит решение включить в контур нового Национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» (о его запуске с 2025 г. объявил В.Путин в ходе оглашения послания Федеральному Собранию) в качестве одного из направлений программу по обеспечению сферы здравоохранения медицинскими кадрами – с целевыми показателями и ожидаемыми результатами. Как сообщила Т.Семёнова, соответствующее заявление сделала на недавнем совещании заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова.
Все цифры движения медицинских кадров в стране Минздраву известны. Но средние показатели не отражают полной картины, говорит замминистра. Есть, например, такая особенность: иногда в субъекте отмечается более-менее высокий показатель кадровой укомплектованности, но в разрезе медицинских организаций оказывается, что одни из них страдают от нехватки кадров, а в других есть их профицит. Такая же картина и по регионам. «То есть мы говорим о кадровом дефиците, но в целом в системе здравоохранения уже наготовили такое количество кадров! Они просто расходятся по разным организациям, уровням и не собираются в государственной системе. По разным причинам. Например, средний медицинский персонал востребован в фитнес-центрах, спа-салонах и т.п. У них блестящее образование, отличные руки, хорошие навыки», – сетует заместитель министра. Объясняет она это явление сломом мотивации: «Наверное, какой-то воспитательно-патриотический сегмент должен в большей степени присутствовать при подготовке специалистов. Потому что мы тратим время и силы на подготовку кадров для тех должностей, где такой подготовки не требуется».
В последние годы Минздрав совместно с Минобрнауки прилагал большие усилия для увеличения контрольных цифр приёма за счёт средств федерального бюджета, укрепления материальнотехнической базы вузов, поднятия заработной платы профессорско-преподавательскому составу, усиления статуса преподавателя и престижности этой профессии. Это возымело действие – удалось увеличить цифры приёма и выпуска. «Но что значит большое количество лиц, получивших компетенции, если они не пришли на работу в медицинские организации?», – вопрошает Т.Семёнова. По её словам, сегодня, несмотря на все усилия глав регионов по обеспечению стопроцентного возврата целевых студентов на рабочие места, достичь этого не удаётся. Для обеспечения притока специалистов, привлечения выпускников в отрасль продолжается работа по законодательному и нормативно-правовому регулированию.
Совершенствование мероприятий кадровой политики – очень сложный вопрос, и весьма амбициозный, признаёт и директор Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава России Иван Деев. По его словам, помимо наращивания контрольных цифр приёма, стоят и другие задачи, в том числе перераспределение функций между врачами, средним и младшим персоналом. А это значит, что необходимо повышать качество подготовки, давать дополнительные знания и компетенции специалистам среднего звена, в том числе медицинским сёстрам, фельдшерам – для передачи им части функций, которые сегодня выполняют доктора. «Многие, кто работал в практическом здравоохранении, знают, что большой объём работы действительно мог бы выполняться средним медперсоналом, какая-то часть – младшим. У нас сегодня есть все нормативные документы, нормативное поле позволяет это делать», – сказал И.Деев. Он добавил, что уже многие медицинские организации вполне успешно реализовали такие меры.
Минздрав ожидает отдачи
С 2025 г. в нескольких регионах стартует откладываемый с
2022 г. пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда в здравоохранении. «Я считаю, что на лучших примерах прошлого это возврат к некой тарифной сетке для медицинских работников отдельно. Чтобы в каждой территории получали действительно одинаковую заработную плату, поскольку и медицинские услуги государство должно обеспечить для всех пациентов одинаково», – выразил своё мнение о грядущих переменах заместитель председателя Профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Андрочников.
По словам Т.Семёновой, новые системы оплаты труда в Минздраве пытались спроектировать давно. «Совершенно однозначно можно сказать, что история современной России пережила несколько таких волн, когда от чёткой тарифной сетки вдруг ушли в абсолютную свободу, надеясь на то, что руководитель организации будет понимать, как, кому и за что платить, и стимулирующие выплаты отдавались на откуп руководителю. Но выявляются перекосы, они стали носить уже системный характер».
Это повлекло перекос и в обеспеченности субъектов РФ врачами. Профсоюз и Минздрав, применяя положения единых рекомендаций трёхсторонней комиссии, ежегодно анализировали ситуацию и давали рекомендацию устанавливать окладную часть заработной платы в размере 5560%. Но в итоге были вынуждены признать, что отданный на откуп локальному руководителю механизм стимулирования работает неэффективно. «К сожалению, эта задача не реализовывалась в субъектах», – констатирует замминистра.
М.Андрочников признался, что находиться в диалоге с Минздравом и Минсоцтруда и отстаивать позицию профсоюза в подобных вопросах не всегда просто. «По тем проектам, которые реализуются сегодня, по заработной плате, мы надеемся, что наши совместные усилия приведут к справедливой системе оплаты труда», – сказал он. В частности, профсоюз не согласен с тем, что в зарплате должна быть большая доля стимулирующих выплат: «Всё-таки в Трудовом кодексе сказано, что у нас повременная система оплаты труда, работаем определённое количество времени. То, что мы туда втиснем, – это другой вопрос. Во всех странах стимулирующие выплаты составляют 1015%. Сейчас у нас всё к этому движется, здесь, я думаю, мы найдём взаимопонимание».
Будущее внедрение новой системы оплаты труда порождает череду вопросов и задач. Какие положения должны лечь в её основу? В привязке к каким показателям будет происходить выравнивание оплаты труда медработников в регионах? Как отрасль ответит на повышение оплаты труда? Как изменятся компетенции медицинского персонала?
Рассуждая об этом, Т.Семёнова выразила мнение, что определённые коэффициенты к окладной части или к общему заработку всё равно останутся: «Ведь условия проживания абсолютно разные. Если мы возьмём Камчатку или Чукотку, то даже с заработной платой Москвы мы туда некоторые кадры не найдём. Или нагрузка: на московских врачах одна, и абсолютно другая на врачах немосковских учреждений – она тоже не может оплачиваться абсолютно одинаково. Тем не менее в пределах одинаковой нагрузки зарплата должна быть более-менее корреспондирующейся».
Другой вопрос, напоминает заместитель министра, что «заработную плату не платят просто так, то есть у нас её нужно заработать», потому вопрос профессиональных нагрузок не снимается. В перспективе при повышении заработной платы и выравнивании определённых требований, Минздрав однозначно ожидает большей отдачи и вовлечённости медицинского персонала в результаты своего труда.
Она уточнила: чтобы ответить, какой должна быть отдача за справедливую заработную плату, должен быть чёткий KPI, измеряемый продолжительностью и качеством жизни пациента.
Есть ожидания и относительно новых компетенций, которыми должны обладать врач, медицинская сестра. Это однозначно человек с базовым образованием и фундаментальными знаниями, дающими возможность для роста новых компетенций. Обязательно владение гаджетами и цифровыми технологиями. «Совершенно однозначно врач будущего – это коммуникатор, это его ключевое отличие. Гибкие навыки (Soft skills) в системе здравоохранения не являются надпрофессиональными, это профессиональные навыки. Человек должен быть умным, интеллектуально развитым, гибким, компетентным, комфортно коммуникативным, эмпатичным, и, соответственно, образование всё это должно давать», – обрисовала образ Т.Семёнова.
В отдельно взятом регионе
Какие меры по привлечению кадров показывают наибольшую эффективность в регионах? Опыт и результаты здесь самые разные. Например, Сахалинская область демонстрирует, что «коммунизм в отдельно взятом регионе» возможен. По крайней мере, участвовавший в конгрессе сахалинский министр здравоохранения Владимир Кузнецов утверждает, что на сегодняшний день на Курильских островах укомплектованность кадрами стопроцентная. И это результат решений, позволяющих привлекать и закреплять кадры в регионе.
Этот опыт интересен, как говорит сам министр, «это не про деньги». Хотя в 2019 г., когда там активно заработала программа привлечения медицинских кадров, всё начиналось с денег. Приехавшим давали 3 млн руб., предоставляли ряд преференций. Средняя заработная плата врача на территории области составляет 192 тыс. руб., мобильным бригадам с узкими специалистами в составе, которые обеспечивают в отдалённых районах доступность медицинской помощи, платят 200-300 тыс. руб. в месяц. На сегодняшний день продолжают действовать такие меры поддержки, как выделение 45 тыс. руб. на оплату аренды жилья в Южно-Сахалинске, 25 тыс. в области Более того, там приняли закон, позволяющий использовать эти деньги не только на аренду, но и на оплату ипотеки.
Тем не менее и сахалинский Минздрав не смог избежать ухода части людей, их стало сложно удержать. Стали анализировать, почему. «Потому что другие регионы начинают предлагать свои программы, возможно меньше, возможно больше. Но человеку, если он раз уже съехал с одного привычного места, дальше гораздо проще делать следующий шаг. Мы поставили перед собой вопрос, что сделать, чтобы человеку было интересно продолжать работать у нас? Анализировали с разных позиций, общались с людьми, пытаясь договориться с ними», – поделился В.Кузнецов.
Выяснилось, что специалисту бывает важна профессиональная реализация, то есть возможность получить на месте работы полный объём необходимого оборудования по специальности. «И это, как мне кажется, одна из существенных, крайне важных вещей, помимо заработной платы, квартиры. Так мы поставили ещё одну интересную задачу для себя». Теперь прибывшего специалиста после выяснения его компетенций в течение месяца обеспечивают всем необходимым оборудованием. «И когда человек видит причинно-следственную связь между тем, что он может и хочет делать, и тем, что регион позволяет ему делать, он начинает реально понимать, где хочет остаться», – сказал министр здравоохранения Сахалинской области.
Помимо названных мер, в регионе ведётся работа по активному приглашению специалистов, для чего используются и таргетированная реклама, и специально выделенные люди – агенты по развитию человеческого капитала, и программы поддержки «Карьера, дом, семья». Медикам и их детям предоставляется бесплатное посещение кружков по интересам, школ-студий, спортивных секций, объектов культуры и спорта. «Человек не живёт только работой, ему нужен социум вокруг. Когда специалисты приезжают и начинают работать, помимо зарплаты, жилья, у них есть возможность профессиональной и социальной реализации. И это комплексный подход, который у нас существует», – говорит В.Кузнецов.
Он подчёркивает ещё один важный момент – это полное погружение в процесс губернатора региона: «Решается любой медицинский вопрос. Когда коллеги спрашивают: «Если у вас сломался аппарат МРТ, что вы делаете?» Отвечаю: «Покупаем новый». «Невозможно посреди года купить новый аппарат!». Можно. Ситуацию проговариваем с губернатором, обосновываем необходимость и покупаем новый аппарат. Это крайне важный момент».
Римма ШЕВЧЕНКО, корр. «МГ».