Skip to Content

Дети военной поры

Изменено в мае 2023 г.

Дети военной поры – это последние живые ее свидетели. К сожалению, и их остается все меньше.  И как важно знать об их болях и радостях, страданиях маленьких душ, невероятном, сверхсильном труде и отчаянном детском патриотизме.

Вопрос о детях войны в последние годы, пожалуй, самый обсуждаемый. В регионах и на федеральном уровне рассматривается законодательство о статусе и мерах социальной поддержки детей Великой Отечественной войны, тех, кто вместе с родителями и старшими братьями и сестрами ходил рыть окопы в мерзлой земле, сбрасывать горящие «зажигалки» с крыш зданий, работать сутками на заводах, где изготавливали необходимые для фронта детали, наконец, просто пытался выжить...

Кто не слышал от своих, теперь уже пожилых родственников - детей войны – рассказов о той трудной поре их жизни. Конечно, воспоминания – очень субъективная вещь. Для одного годы войны – это один сплошной кошмарный сон, от которого остались только чувства голода и холода, для другого – это недоедание, плохая одежда, помощь взрослым, но в, то же время, – игры, танцы, радости, учеба в школе.

Память детская цепкая, а в войну, в неординарной обстановке, ребенок запоминал детали, на которые взрослые зачастую не обращали внимание. Интересен и важен любой аспект жизни детей в годы войны: эвакуация из родных мест, сиротство, детские дома, чем питались и как «добывали» еду…

Евланова В. Спасители будущего: Охрана здоровья детей в годы Великой Отечественной войны // Медицинская газета. - 2023. - 12 мая (№ 18).- С. 12-13 : фот. 

Публикации, посвященные сохранению жизней и здоровья детей в период военного лихолетья 1941-1945 гг., конечно же, существуют.Но они, как правило, фрагментарны, отражают региональную ситуацию и не лишены субъективизма. Потребность в обобщающем исследовании остается актуальной. Попытку удовлетворить ее предприняли профессор Валерий Альбицкий и доктор мед. наук из НИИ педиатрии и охраны здоровья детей Научно-клинического центра №2 Российского научного центра хирургии им. Б.В. Петровского Стелла Шер, поднявшие архивные документы. 

 

В фонде библиотеки сохранились издания, которые сами по себе являются свидетельством времени. В 1943 году центральным научно-исследовательским педиатрическим институтом Наркомздрава РСФСР выпущена брошюра "В помощь сестре-диэтетичке детских учреждений", в которой рассмотрены основные требования к питанию детей, предложены рецепты блюд и меню.  Исходя, видимо, из возможностей военного времени в рацион детского питания включались блюда, приготовленные из крапивы, редьки, мороженого картофеля, десерты из свеклы...

«Страшнее голода ничего нет»: питание детей тыловых регионов СССР в годы Великой Отечественной войны - это название статьи Волковой Елены Юрьевны, доктора исторических наук, доцента, профессора кафедры истории, Костромского государственного университета. Опубликована  - в материалах международной научной конференции. 2017. Экстремальное в повседневной жизни населения России: история и современность (к 100-летию русской революции 1917 г.)  и содержит воспоминания тех, кто пережил в своем детстве невероятные лишения. Цитата:

 "...с девчонками ходили осенью на поле в калошах порывать картошку. Копали ее прямо руками, потом делали лепешки".

О том, во что были дети одеты и как решались вопросы гигиены - в статье Волковой Е. Ю. Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. электронного российского исторического журнала "Былые годы". - 2011. - №2. – С. 87-95.

О радиовещании для детей и подростков во время Великой  Отечественной войны, когда радио было единственным средством массовой информации, обращенным к юной аудитории нашей страны - в статье Руденко И. А. Радиовещание для детей и подростков в годы великой отечественной войны // Вопросы теории и практики журналистики. - 2013.- № 1. - С. 20–28.

Жизнь детей военного поколения спустя годы дает самые разнообразные темы для исследований. Кандидат исторических наук, заведующая кафедрой истории Таганрогского института им. А.П. Чехова Валентина Анатольевна Агеева опубликовала статью "Свободное времяпровождение детей и подростков в годы Великой Отечественной войны: содержание, ресурсы, особенности" в  Вестнике Волгоградского  государственного университета. - 2015. - № 4 – 180-188.

Большая литература тоже не обошла тему военного детства:

Чингиз Айтматов. "Ранние журавли"

Алексиевич С. А. «Последние свидетели»

Сергей Баруздин. Повесть «Её зовут Ёлкой», 

Владимир Богомолов. Повесть «Иван»

Нодар Думбадзе. «Я вижу солнце» 

Булат Окуджава. «Будь здоров, школяр»

Приставкин А. И. «Ночевала тучка золотая»

Несколько лет назад вышла книга Людмилы Улицкой "Детство 45-53: а завтра будет счастье"

Она стала автором идеи, составителем и соавтором книги, книги воспоминаний о послевоенном детстве 1945-1953. Вот что пишет Людмила Улицкая в предисловии к сборнику: "Мы задумали вспомнить о тех, чье детство пришлось на конец войны, послевоенные годы 1945-1953. Для меня это ровесники, для других - родители... C тех пор прошло много лет. Народились новые люди, снесены старые дома, на месте пригородов - спальные районы, на месте лугов и полей -

дороги, склады, свалки. Вышли из употребления керосинка, колонка, печка. Всё больше забытого, и все мы беднеем от этого забвения. Кроме  большой истории, которая сохраняет даты и события, важные для страны, есть и "малая" история каждой семьи. Если мы не расскажем своим детям, они не будут знать, что значили слова Сталин, победа, коммуналка, этап, свидание, партсобрание... Не поймут, что значит довесок (к буханке хлеба), новые ботинки или военная форма отца... То, о чем мы не смогли рассказать словами, дополнят потрепанные и выцветшие фотографии из семейных альбомов".

Таким образом, собранные воспоминания – дань памяти тем людям, кто сумел пережить страшные испытания, выжить, не сломиться в тяжелейших условиях чудовищной войны, остаться Человеком. Анализ же воспоминаний ветеранов в еще большей степени важен нынешнему и грядущим поколениям, чтобы они учились радоваться малому, ценить доброту и заботу, понимать, какой ценой их близким достаются блага для них, уважать старших, трудиться.


Литература:

Социальная поддержка несовершеннолетних в первый период Великой Отечественной войны / Р.С. Серебряный [ и др.] // Вопр. современной педиатрии. - 2022.- № 3. - С.229-233.

Агеева В. А. Свободное времяпровождение детей и подростков в годы Великой Отечественной войны: содержание, ресурсы, особенности // Вестник Волгоградского  государственного университет. - 2015. - № 4 – 180-188.

Артемьева О. Н.  Дети войны. Положение детей в русской деревне в годы Великой Отечественной войны // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. – 2011. - №16. – С. 63-67.

Волкова  Е. Ю.  Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Былые годы. - 2011. - №2. – С. 87-95.

Горелова Л.Е. Охрана материнства и детства на завершающем этапе Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы // Вопросы современной педиатрии. - 2020. - №4. - С.268-271.

Волкова Е. Ю. Экстремальное в повседневной жизни населения россии: история и современность (к 100-летию русской революции 1917 г.) //  Материалы международной научной конференции. - Санкт-Петербург Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2017. – С. 355-360.

Детство 45-53: а завтра будет счастье / авт.-сост. Людмила Улицкая.- Москва : АСТ, 2013. - 538, [1] с. :ил., портр.

Евланова В. Спасители будущего: Охрана здоровья детей в годы Великой Отечественной войны // Медицинская газета. - 2023. - 12 мая (№ 18).- С. 12-13 : фот. 

Руденко И. А. Радиовещание для детей и подростков в годы Великой Отечественной войны // Вопросы теории и практики журналистики. - 2013.- № 1. - С. 20–28.